Использование кругов Эйлера для речевого развития детей
Они были изобретены Леонардом Эйлером в 18 веке и с тех пор широко используются в математике, логике и в различных прикладных направлениях.
Круги Эйлера можно использовать как в непосредственно образовательной деятельности с детьми по развитию речи и по познавательному развитию, по ФЭМП, так и в самостоятельной деятельности детей.
Используя круги Эйлера, ребенок овладевает следующими элементами логических действий:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез — составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей;
- построение логической цепи рассуждений
С помощью кругов Эйлера ребенок учится строить модели, отражающие обобщенные, существенные черты множеств объектов, овладевает действием наглядного моделирования.
Работа по обучению разделения на множества и подмножества идет в несколько этапов, с постепенным усложнением.
1.Для начала детям объясняем, что означает «положить в круг», и что такое «положить предмет вне круга».
2.Затем можно приступать к распределению предметов на 2 круга.
3. Когда какие-либо объекты входят и в первое множество, и во второе – круги будут пересекаться, и упомянутые объекты будут лежать в пересечении кругов. Это возможно, например, если в первое множество входят все желтые предметы, а во второе – фрукты. Тогда в пересечении будут находиться бананы, желтые яблоки,… - все фрукты желтого цвета.
4. Когда все объекты первого множества входят и во второе множество, то модель будет представлять собой вложенные круги. Такая ситуация возможна, если, например, большой круг представляет собой всех животных, а маленький – домашних животных.
Круги Эйлера могут хорошо использоваться в процессе обучения связной описательной речи.
Моделирование может служить средством и программой анализа и фиксации закономерных свойств и отношений объекта или явления. Овладение приемом сравнительного описания происходит, когда дети научатся свободно оперировать моделью описания отдельных предметов или явлений. При этом символы описания (пиктограммы) выкладываются каждой подгруппой в свой круг. Затем в пересечении кругов (кругов Эйлера) выделяются одинаковые признаки предметов. Дети сравнивают предметы, определяя сначала их сходство, а затем различия.
2 круга без пересечения






